Учитель - логопедУчитель-логопед проводит обследование воспитанников, которое состоит из: - обследование звукопроизношения; - обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза; - обследование лексического строя речи; - обследование словообразовательного процесса; - обследование слоговой структуры слов; - обследование грамматического строя речи; - обследование связной речи. - На основе этого определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи. - Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций. - Работает в тесном контакте с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями. - Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Учитель логопед дает рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы логопеда. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях детского сада. Советы учителя - логопеда Малышевой Н.В. |
Дыхательная гимнастика.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держатьрот открытым.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:
«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического дыхания)
Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).
«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)
Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Футболисты»
Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Снежинка», «Листочек»
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.
«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
««Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Пароход гудит»
Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка
Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. .к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО
Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.
В речи взрослых людей иногда встречаются следующие недостатки:
- нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как
- пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к со держанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
- засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям без уточнения и т.д.
Важно придерживаться следующих правил:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривал, окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон
Логопед советует.
Уважаемые родители!
Перед Вами – занимательный буклет, который поможет Вашему ребенку в игровой форме закрепить знания о гласных звуках.
Обратите внимание, что работа идет с 6-тью гласными звуками: А, О, У, И, Э, Ы, тогда как в русском алфавите 10 гласных букв. Так называемые йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё на этом периоде обучения не рассматриваются.
Закрепите с детьми, что гласные звуки – это те звуки, которые звонко поются голосом, при их произношении воздушная струя проходит свободно не встречает преграды.
Данная игра:
· учит распознавать звуки в речи и правильно их произносить;
· учит запоминать слова, начинающиеся на гласные звуки;
· развивает фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику рук;
· позволяет учиться легко и интересно.
Поиграем?
Для игры понадобятся фишки по кол-ву участников и кубик. Игроки по очереди кидают кубик и делают столько ходов, сколько выпало точек на кубике. Передвигая фишку, игрок четко проговаривает слово и называет первый звук в слове. Если игрок ошибается, то делает ход назад. В случае, если взрослый опережает ребенка на несколько ходов, то он называет картинку, а ребенок отвечает на вопрос «Какой звук первый?» Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша. Предложите ребенку раскрасить картинки. (Слова: ухо, арбуз, улитка, аквариум, игла, утка, обруч, эскимо, осы, ириска, индюк, экскаватор, утюг, облако, экран, автобус, апельсин, удочка.)
Логопедическая служба.
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.
Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Большое значение для ребенка и родителей имеет во время оказанная помощь специалистов, в частности – учителя - логопеда.
Ежегодно в феврале – марте учитель - логопед в детском саду проводит отбор детей с 5 лет для зачисления их в группу для детей с нарушениями речи. Учитель – логопед приходит в группу, обследует речь детей путем прослушивания стихотворений, беседы по картинкам, выполнения определенных заданий. Своевременное обследование речи детей позволяют учителю - логопеду выявить речевые нарушения, и направить детей с нарушениями речи на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Если ребенок нуждается в логопедической помощи, учитель - логопед приглашает родителей на первичную консультацию. После этого необходимо пройти медицинскую комиссию: врачей - невролога, психоневролога, окулиста, ортодонта, отоларинголога. Когда собраны все документы, ребёнок проходит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Зачисление детей в группу для детей с нарушением речи проводят на основании заключения ПМПК. Дети поступают в группу в сентябре, сроком на 2 года. По решению ПМПК ребенок может быть зачислен на занятия с учителем – логопедом и на другой срок (в зависимости от сложности речевых нарушений)
Первые две недели сентября учитель - логопед проводит обследование речи детей и заполняет индивидуальную речевую карту на каждого ребенка. Обследование также проводит воспитатель и узкие специалисты детского сада (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). По итогам диагностики, специалистами детского сада составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.
Вся коррекционная работа в логопедической группе направлена на исправление речевых дефектов у воспитанников и предусматривает тесное сотрудничество учителя - логопеда с родителями.
В сентябре проводится первое родительское собрание по результатам углублённого обследования детей. Учитель - логопед предлагает заполнить анкету для сбора данных анамнеза, для более точного установления диагноза. Учитель – логопед знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости выполнения домашних заданий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняя как её оформить.
Со второй половины сентября в группе для детей с нарушением речи начинаются занятия: учитель - логопед знакомит детей с гласными и согласными звуками, звуковым анализом слова, отрабатывает грамматические категории, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь.
На индивидуальных занятиях учитель - логопед занимается постановкой нарушенных звуков, их автоматизацией и дифференциацией. Также развивает фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.
В вечернее время воспитатель группы детей с нарушениями речи проводит коррекционное занятие для всех детей и индивидуальную работу по заданию учителя - логопеда.
В определённый день недели (во второй половине дня) проводятся консультации для родителей (по запросу или по приглашению логопеда). На консультации показывает как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику и другие задания. Сообщает об успехах и трудностях ребёнка, путях их преодоления.
- Су Джок терапия в логопедической работе.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа) Су Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время. Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. В коррекционно-логопедической работе приемы Су - Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции удошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Цели Су – Джок терапии:
1) Нормализовать мышечный тонус,
2) Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
3) Скорректировать речевые нарушения.
Задачи:
1) Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок.
2) Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
3) Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж ,он оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
И сожму его немножко, будто я сметаю крошку,
Как сжимает лапу кошка, каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
- автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого.
С головы до ножек, весь в иголках ежик. Как же взять его?
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
- Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
-
Неоспоримые достоинства Су Джок терапии
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность– при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность– неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, опти-мизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.
Ёжик нам ладошки колет – ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Формы работы с использованием массажера Су-джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико–грамматических категорий, развития памяти и внимания. При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
- Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука. При массаже Су-Джок шариком воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Поэтому массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Чтобы процесс массажа не показался им скучным для детей дошкольного возраста, массажный шарик я обозначила как ёжика, и использую во время массажа стихотворения под общим названием «Приключения ёжика». При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Советы учителя - логопеда
Малышевой Н.В.